Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК
+7 (812) 735-11-33
Для слабовидящих: Версия для слабовидящих

Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи

Тема: «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи».

Учебно-воспитательные цели: Ознакомить слушателей с содержанием законодательных и нормативно-правовых актов РФ по организации защиты населения и территорий в области ГО, предупреждения и защиты от ЧС.

Время: 30 мин.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

№№ п/п

Наименование учебных вопросов

Время

(мин.)

Вводная часть

5

1.

Система Гражданской обороны Российской Федерации

10

2.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — одна из важнейших задач МЧС России

 

10

Заключительная часть

5

 

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ежегодно в нашей стране в результате различных чрезвычайных ситуаций гибнут люди. Только на территории нашего района находится несколько потенциально опасных объектов. Поэтому одной из основных проблем государства и общества является создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей его территории, как в мирное, так и в военное время. Гарантом этого является Конституция, которая закрепила:

-            права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу;

-            обязанность государства осуществлять защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В развитие этих положений принят ряд федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документов, соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Эти документы служат нормативно-правовой основой систем защиты населения:

гражданской обороны (ГО);

-            единой государственной системы предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В перспективе данные системы будут объединены в единую государственную систему -  гражданская защита (ГЗ).

Рассмотрим этапы развития и функционирования данных систем в современных условиях.  

Первый учебный вопрос.

Система Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона является одной из неотъемлемых функций государства, важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности страны.

Исторически сложилось так, что построенная в XX веке система национальной безопасности была ориентирована на снижение угроз в военной сфере, мероприятия гражданской обороны в первую очередь и в основном имели направленность на защиту от опасностей военного времени.

Следует отметить, что созданная в СССР система гражданской обороны являлась одной из самых эффективных в мире. Однако к 90-м годам прошлого столетия появился ряд объективных обстоятельств, требующих коренного изменения подходов к гражданской обороне. Опыт ликвидации происшедших в этот период крупномасштабных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций показал, что и в мирное время системы управления, силы и ресурсы гражданской обороны могут и должны более активно привлекаться к защите населения от возникающих опасностей.

Кроме того, изменилась военно-политическая обстановка в мире. Маловероятной стала возможность применения ядерного оружия. Качественно изменился характер вооруженной борьбы. Появились новые виды оружия, в том числе высокоточные боеприпасы. Все это обуславливало необходимость реформирования всей системы гражданской обороны.

Поворотным пунктом в истории современной системы гражданской обороны, стало создание в новой России единого государственного органа управления по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) при Президенте РСФСР и передача в его ведение всех дислоцирующихся на территории РСФСР органов управления, соединений и частей войск гражданской обороны, учреждений и учебных заведений Гражданской обороны бывшего СССР.

Для упорядочения и активизации деятельности в области гражданской обороны и в связи с происшедшими изменениями в государственном устройстве страны по представлению ГКЧС России был издан Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 года № 693 «О гражданской обороне». Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Правительства Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, городах и районах, на предприятиях независимо от форм собственности, было возложено на руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.

Указом также была подтверждена правопреемственность нормативной базы СССР в области гражданской обороны — впредь до принятия соответствующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации, регламентирована необходимость иметь в соответствующих органах исполнительной власти и органах управления специальные самостоятельные подразделения, или специально назначенных работников для проведения работы по осуществлению мероприятий гражданской обороны.

ГКЧС России во исполнение данного указа была организована разработка планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объектов экономики и инфраструктуры. Был подготовлен и в августе 1993г Президентом Российской Федерации утвержден План гражданской обороны страны. В этот же период Правительством Российской Федерации была издана директива, определяющая порядок приведения в готовность гражданской обороны Российской Федерации, перечень проводимых по степеням готовности гражданской обороны мероприятий и порядок их осуществления.

Одной из важнейших задач, которые пришлось сразу решать, стало сохранение имеющегося потенциала гражданской обороны, проведение её реорганизации в свете начавшихся в стране реформ. В решении этой задачи первостепенное внимание было уделено обеспечению готовности войск гражданской обороны. Имевшиеся на территории РСФСР и принятые в состав ГКЧС России соединения и части войск гражданской обороны были недостаточно укомплектованы военнослужащими срочной службы, состоящая на их оснащении техника и вооружение морально и физически устарели, отсутствовали средства малой механизации. В результате войска гражданской обороны были способны решать лишь ограниченные задачи.

ГКЧС России в короткие сроки удалось сформировать самостоятельную систему материально-технического и тылового обеспечения войск гражданской обороны, для обустройства воинских частей и учреждений гражданской обороны (износ основных фондов к началу 90-х годов достиг 70-80 %) была создана система капитального строительства.

В целях повышения уровня укомплектованности войск гражданской обороны и их боеготовности, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 176 на них был распространен установленный для Вооруженных Сил Российской Федерации порядок поэтапного перехода к комплектованию военнослужащими в добровольном порядке — по контракту.

Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» было утверждено Положение о войсках гражданской обороны, четко определившее их задачи в мирное и военное время. Было установлено, что в мирное время эти войска, кроме осуществления мероприятий по обеспечению своей готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации, должны в установленном порядке принимать участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучении населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях.

Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. было признано необходимым реорганизовать штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, что явилось очередным важным шагом по укреплению системы гражданской обороны и повышению ее роли в решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Активно проводилась работа по созданию новой законодательной и иной нормативной правовой базы гражданской обороны.

В феврале 1998 года был принят Федеральный закон «О гражданской обороне».

В истории гражданской обороны нашего государства это первый правовой документ такого уровня. Выход в свет данного закона создал необходимую правовую основу для разработки и осуществления государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях.

В целях реализации Федерального закона «О гражданской обороне» МЧС России были подготовлены, а Правительством Российской Федерации в 1998-2000 гг. утверждены:

- «Положение о порядке отнесения территории к группам по гражданской обороне»;

- «Положение о порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»;

- «Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»;

- «Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

- «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;

- «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Приняты меры по сохранению имеющейся материальной базы гражданской обороны. Распоряжением Президента Российской Федерации от 17 октября 1991 года № 58 была запрещена передача объектов мобилизационного назначения и гражданской обороны, запасных пунктов управления в частную собственность и аренду. В дальнейшем постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 359 было утверждено специальное «Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. были установлены нормы и порядок накопления имущества гражданской обороны в резерве Российской Федерации, передаваемом на храпение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок накопления этого имущества в запасе предприятий, организаций и учреждений (независимо от форм собственности); порядок и условия хранения имущества; использования его в мирное время для защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

В 1997-1998 гг. проведен эксперимент в шести областях Российской Федерации по выдаче населению, проживающему в непосредственной близости от крупных химически опасных объектов, средств индивидуальной зашиты для личного длительного хранения. По результатам эксперимента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1999 г. № 208 осуществляется выдача указанных средств гражданам, проживающим вблизи объектов по хранению и уничтожению химического оружия.

Подготовка руководителей и специалистов осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России, созданной по постановлению Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 года, на факультете гражданской обороны Военно-инженерного университета Минобороны России, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, в учебных заведениях повышения квалификации и подготовки кадров министерств и ведомств, а также непосредственно по месту работы.

Подготовка войск гражданской обороны и всех поисково-спасательных формирований проводится в соответствии с едиными организационно-методическими указаниями.

Ежегодно в войсках гражданской обороны и органах управления проводятся более 500 командно-штабных и тактико-специальных (специальных) учений (тренировок).

В системе подготовки руководящего состава, специалистов и населения в области гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций ежегодно проходят подготовку и повышение квалификации более десяти тысяч человек из числа руководящего состава органов исполнительной власти всех уровней гражданской обороны и РСЧС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. утверждено «Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны», в соответствии с которым МЧС России осуществляются необходимые меры по формированию и развитию единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Развернута научно-исследовательская работа по проблемам гражданской обороны в современных условиях. На основе анализа характера и масштабов возможных военных конфликтов на территории России разработаны исходные данные для планирования мероприятий по защите населения, территорий и объектов экономики от современных средств поражения, которые легли в основу Плана гражданской обороны Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации 17 января 2000 г.

Важное значение для дальнейшего развития гражданской обороны имело рассмотрение 31 июля 1999 г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации вопроса «О новых подходах в организации и ведении гражданской обороны в Российской Федерации», с докладом по которому выступил С.К. Шойгу. На заседании особо было указано, что в современных условиях, когда все больше распространяется терроризм, постоянно возникают различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых разрушаются потенциально опасные объекты и предприятия жизнеобеспечения, необходимо существенно повысить роль гражданской обороны в решении задач мирного времени.

Вопросы о необходимости новых подходов к подготовке и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации и качественною совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нашли отражение в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктрины Российской Федерации.

Этим же проблемам была посвящена работа Всероссийской научно-практической конференции «Современные войны и гражданская оборона» (март 1999 г.).

В январе 2004 года Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Данным документом определены концептуальные подходы к осуществлению важнейших мероприятий по защите населения и территорий от возникающих угроз, как в военное, так и в мирное время. Проблемы развития и совершенствования гражданской обороны Российской Федерации в апреле 2004 года были рассмотрены на научно-практической конференции, в работе которой приняли участие руководящий состав, ученые и специалисты МЧС России, Минобороны России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, органов исполнительной власти и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ряда субъектов Российской Федерации.

В целях повышения внимания к проблемам гражданской обороны на федеральном и территориальном уровнях в сентябре 2003 года и июне 2004 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и с личным участием Председателя Правительства Российской Федерации состоялись всероссийские совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны. На совещаниях были обсуждены наиболее важные вопросы развития и совершенствования гражданской обороны в современных условиях, приняты конкретные рекомендации.

Изменившиеся военно-политическая обстановка в мире, взгляды на характер современных войн, появление нового вида государственного противоборства без применения средств вооруженной борьбы, сложная обстановка на территории России с природными и техногенными чрезвычайными ситуациями, резкая активизация международного терроризма требуют, чтобы состояние гражданской обороны и уровень ее готовности соответствовали характеру военных, природных, техногенных и террористических опасностей.

Принципиальное значение для формирования нового облика гражданской обороны имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 го № 122, которым внесены существенные изменения в Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 феврали 1998 г. № 28-ФЗ. Уточнено само понятие «гражданская оборона». Современная гражданская оборона являет не только системой мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий от опасностей военного времени, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера. Как следствие, соответственно расширяется содержание и смысловое наполнение основных задач гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" разработано Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное Пpaвительcтвом Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N804 г. и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

В данном положении подчеркивается, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящее время основные усилия гражданской обороны сосредоточены на выполнение «Основ единой государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2020 года», утвержденных Президентом РФ 03.09.2011г. Проведение единой государственной РФ является важной задачей по совершенствованию оборонного строительства, обеспечению безопасности государства.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация гражданской обороны Российской Федерации представлена

          Организационная структура гражданской бороны страны сформирована в предшествующие годы. Федеральный закон «О гражданской обороне» лишь закрепил наработанные за десятилетия принципы ее построения, структуру и иерархическую соподчиненность органов управления, должностных лиц, сил и средств.

Структура органов управления и сил гражданской обороны соответствует принятым в стране системам организации хозяйственного и военного управления. Как и эти системы, гражданская оборона Российской Федерации строится по территориально-производственному принципу.

Руководство гражданской обороны на всех уровнях осуществляют соответствующие руководители органов власти и управления, предприятий и организаций, которые являются по должности руководителями гражданской обороны и несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне на подведомственных территориях и объектах.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, созданы при руководителях гражданской обороны всех уровней: в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, в городах, районах, округах и на предприятиях.

Возглавляет систему органов управления гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны – МЧС России.

Основными задачами МЧС России в области гражданской обороны являются:

– реализация единой государственной политики в данной области;

– осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны;

– осуществление государственного управления и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и объектов экономики;

– осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации по гражданской обороне.

МЧС России имеет территориальные органы управления гражданской обороной.

Это региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Границы регионов, в которых осуществляют свою деятельность региональные центры, практически совпадают с границами военных округов.

По согласованию с МЧС России и субъектами Российской Федерации повсеместно созданы органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне. Указанные органы возглавляются и комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны. Ими являются министерства, государственные комитеты и комитеты по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также главные управления, управления и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, созданные в составе или при соответствующих органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Силы гражданской обороны, в соответствии с законодательством, включают спасательные воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. а также нештатные аварийно- спасательные формирования.

Самая массовая часть сил гражданской обороны – нештатные аварийно-спасательные формирования организаций, которые создаются сейчас по территориально-функциональному принципу во всех организациях, на предприятиях и в учреждениях. В них зачисляются работники организаций, а также техника, оборудование и имущество, не подлежащие поставке в военное время в Вооруженные Силы. Общая численность зачисленных в подобные формирования превышает 6,0 млн. человек.

Значительная часть нештатных аварийно спасательных формирований организованно сведена в службы гражданской обороны. Они представляют собой особый вид организационно-технического объединения сил гражданской обороны, наиболее подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности формирований и высокопрофессиональной подготовки личного состава.

Помимо служб гражданской обороны, на всех уровнях административно-территориального деления регионов созданы эвакоорганы (эвакуационные и эвакоприемные комиссии), а также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» разработано «Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге».

 Которое определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий по гражданской обороне, состав сил и средств гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Санкт-Петербурге.

 Гражданская оборона в Санкт-Петербурге организуется и ведется на всей территории города в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, распорядительными документами руководителя гражданской обороны Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.

 Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и организации, независимо от их организационно-правовых форм в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Руководители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

 «Концепцией создания и развития Российской системы Гражданской защиты до 2020года» предусмотрено создание единой система Гражданской защиты Российской Федерации. В состав которой, гражданская оборона включена наряду с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Второй учебный вопрос.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — одна из важнейших задач МЧС России

Сегодня чрезвычайная служба России вступила в новую фазу своего развития, когда в государственной политике обеспечения безопасности населения при бедствиях и катастрофах, наряду с обеспечением эффективного реагирования на возникающие стихийные бедствия и катастрофы, все больше внимания уделяется направленной деятельности по их предупреждению, снижению риска возникновения и тяжести возможных последствий, Комплекс основных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в общем виде включает:

-       мониторинг и прогнозирование возможного негативного состояния природной и техногенной сфер, расширение использования в этих целях средств авиационного и космического мониторинга, системы прогнозирования вероятности возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций и их возможных последствий на основе данных органов технического контроля и надзора;

-       разработку и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

-       декларирование промышленной безопасности;

-       лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

-       надзор и контроль по вопросам обеспечения природной, техногенной и пожарной безопасности;

-       разработку паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и потенциально опасных объектов:

-       страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

-       своевременную и качественную разработку планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, систематическую проверку их реальности;

-       информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Из приведенного перечня мероприятий по предупреждению чрезвычайных, ситуаций видно, что практически все они в разной степени находятся в компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Важность работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций обусловлена в первую очередь тем, что в целом на территории Российской Федерации сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе федерального и трансграничного масштабов.

В настоящее время более трети природных катастроф приходится на сильные землетрясения, столько же на сильные ветры, ураганы, тайфуны и смерчи. Наводнения приводят к чрезвычайным ситуациям более чем в 20 % случаев. Угроза наводнений существует для нескольких тысяч населенных пунктов, в том числе для 300 городов. По оценкам специалистов, среднемноголетний ущерб от наводнений составляет около 45 млрд. руб.

В Российской Федерации эксплуатируется свыше 30 тысяч гидротехнических сооружений (ГТС).

Более 1 300 ГТС не имеют юридически оформленных собственников. Как показали результаты обследований, около 1,5 тысяч ГТС находятся в аварийном состоянии, особенно в Ставропольском крае, Московской области. Республике Татарстан и других регионах. Нарушение в эксплуатации данных сооружений приводит к гибели людей, затоплению жилых массивов, разрушению транспортных узлов, нанесению значительного материального ущерба.

Более 700 городов и населенных пунктов в районах Северного Кавказа и Восточной Сибири подвержены опасности возникновения оползней, селей и обвалов, а горные районы Камчатской области и Курильские острова -воздействию вулканических извержений.

Тяжелые последствия вызывают разрушительные землетрясения. В сейсмически опасных зонах расположено 34 % урбанизированных территорий страны. Основными сейсмически активными районами в Российской Федерации являются: Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалинская и Камчатская области, где расположено более 600 городов и населенных пунктов с населением свыше 20 млн. человек.

По – прежнему, в стране остается высоким риск возникновения техногенных катастроф. В среднем ежегодно на территории Российской Федерации происходит более 800 чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В промышленной сфере наибольшее количество техногенных аварий случается на магистральных и внутри промысловых нефте- и газопроводах, на объектах угольной промышленности. Практически не снижается количество транспортных аварий с тяжелыми последствиями, а также аварий на электрических и тепловых сетях, на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Продолжает вызывать озабоченность состояние пожарной безопасности: количество крупных пожаров, относимых к категории чрезвычайных ситуаций, в том числе с массовой гибелью людей, составляет до 50 % от общего числа ЧС техногенного характера. В весенне-летний период на значительной территории, охватывающей до 2/3 обшей площади лесного массива, возможны крупные лесные пожары с распространением их на ближайшие поселения.

Ежегодно при дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 35 тыс. человек, более 240 тыс. человек получают серьезные травмы и увечья.

Опыт работы МЧС России в области обеспечения безопасности жизнедеятельности убедительно подтверждает, что осуществление функций предупреждения чрезвычайных ситуаций неразрывно связано с созданием и совершенствованием соответствующей нормативной правовой базы. В значительной степени эта задача в действующем законодательстве решена. Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций предусмотрены федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г №68., «О пожарной безопасности» от 21.12. 1994 г №69., «О радиационной безопасности населения» от 9.01.1996 г №3., «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116,. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 №117 г. и др.

В развитие общих положений законов принят обширный массив подзаконных актов. Наличие соответствующей нормативной правовой базы позволило развернуть плановую работу по декларированию промышленной безопасности, лицензированию деятельности опасных производственных объектов, государственной экспертизе проектов, страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, паспортизации территорий и потенциально опасных объектов.

Общие для страны организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в ФЗ № 68 от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данный закон является обязательным для исполнения органами власти всех уровней, а так же учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы и определяет:

-       общие для населения и территорий нашей страны организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

-       задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-       полномочия и обязанности органов власти различных уровней и организаций;

-       права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

-       порядок подготовки граждан к чрезвычайным ситуациям и пропаганды знаний в области защиты населения;

-       устанавливает порядок финансового и материального обеспечения соответствующих мероприятий, содержит ряд других положений, направленных на повышение эффективности системы защиты населения и территорий.

В статьях 18,19 перечислены права и обязанности граждан по защите от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право:

-       на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

-       в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

-       быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

-       обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-       участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-       на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

-       на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

-       на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-       на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

-       на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане Российской Федерации обязаны:

-       соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-       соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

-       изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

-       выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

-       при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 Постановление правительства РФ № 794 от 30.12.03г «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», конкретизируя федеральный закон № 68, раскрывает:

-       порядок организации и функционирования РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях;

-       полномочия и задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

-       состав координационных органов, органов управления, сил и средств РСЧС;

-       вопросы подготовки работников органов государственного управления различных уровней (от федерального до объектового);

-       информационное обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций;

-       режимы функционирования РСЧС (повседневная деятельность, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации) и проводимые в них мероприятия;

-       состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС в зависимости от их классификации (локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной) и решения, относящиеся к компетенции руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-       финансирование работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура РСЧС РФ представлена (рис №3.)


Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

- разработка и исполнение законов и других важных документов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых научно - технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение надежности функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Система управления РСЧС строится по территориально–производственному принципу и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый.

Общее руководство осуществляется Правительством Российской Федерации. Обеспечение функционирования РСЧС возложено на МЧС России, которое в пределах своих полномочий осуществляет координацию деятельности органов власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Каждый уровень управления РСЧС имеет координирующие органы, органы повседневного управления, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующими органами являются комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ):

-       на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

-       на межрегиональном уровне – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;

-       на региональном уровне – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

-       на муниципальном уровне – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

-       на объектовом уровне (в организациях, на объектах) – объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

-       на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

-       на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

-       на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

-       на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

-       на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны

Органами повседневного управления единой системы являются:

- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, за исключением внутригородских муниципальных образований;

- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

 К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Санкт-Петербурге создана подсистема РСЧС. С этой целью создан комплект нормативно правовых актов.

Закон Санкт-Петербурга № 514 -76 от 20.10.06 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» в соответствии с Федеральным законом № 68 определяет организационные и правовые нормы в области защиты от ЧС в пределах территории Санкт-Петербурга.

В статье 4. данного закона Санкт-Петербургская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рассматривается, как составная часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ и предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Организация, задачи, состав сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы, а также порядок ее деятельности определяются Правительством Санкт-Петербурга.

Закон определяет:

порядок обеспечения населения и органов власти всех уровней информацией в области защиты от ЧС;

- полномочия органов власти всех уровней;

- задачи, стоящие перед органами внутренних дел в чрезвычайных ситуациях;

- организация подготовки населения и пропаганды знаний в области ЧС;

- компенсации и социальные гарантии пострадавшим от ЧС;

- целевые программы и финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации ЧС.

Постановление правительства СПб. № 1359 от 02.11.06 «О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме РСЧС» в соответствии с законом СПб. № 514-76 определяет ее организацию, задачи, состав сил и средств, а также порядок деятельности (рис.4).

Санкт-Петербургская городская подсистема РСЧС является подсистемой Российской РСЧС и включает в себя городской, районный и объектовый уровни.


 Постановление правительства СПб № 2062 от 30.12.05 «О банке данных потенциально опасных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга». В соответствии с этим постановлением в 2006 году был создан городской банк данных потенциально опасных объектов, распределенных по четырем разделам: взрыво - и пожароопасные объекты; химически опасные объекты; гидротехнические сооружения; прочие потенциально опасные объекты.

Распоряжение губернатора СПб. № 182-р от 22.02.00 «О создании Санкт-Петербургской территориальной подсистемы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждает положение о городской РСЧС и требования к подсистеме оповещения объекта на территории города.

Распоряжение губернатора СПб. № 1146-р от 09.11.2001 «Порядок финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» определяет порядок выделения средств на ликвидацию последствий ЧС. В частности оно определяет, что финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится за счет предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, а также за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, страховых фондов и других источников.

 

Международное сотрудничество в области ГО и РСЧС

Развитию международного сотрудничества МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности уделялось большое внимание на всех этапах развития Министерства. За годы деятельности МЧС России им подготовлены, подписаны и выполняются более различные международные соглашения и договора.

Международное сотрудничество МЧС России включает:

-       взаимообмен оперативной информацией об обстановке на территориях сотрудничающих
стран, прогнозируемых и сложившихся чрезвычайных ситуациях (особенно со странами - соседями), организация межгосударственного уведомления и оповещения о чрезвычайных ситуациях;

-       частичную интеграцию национальных систем противодействия чрезвычайным ситуациям, создание и строительство международных (межгосударственных) систем противодействия, совместных органов, отдельных международных учреждений и организаций, формирование систем коллективной безопасности:

-       создание и подготовку специальных национальных формирований, предназначенных для действий за рубежом;

-       участие в создании международных сил и группировок, действующих под эгидой ООН. СНГ, других межнациональных структур;

-       совместное осуществление международных и межгосударственных проектов и программ, мероприятий, инициатив по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов;

-       участие аварийно-спасательных формирований России в ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом, а иностранных аварийно-спасательных сил — в ликвидации чрезвычайных ситуаций в России;

-       оказание гуманитарной помощи населению зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций и конфликтов, получение гуманитарной помощи населением России, оказание и получение гуманитарных услуг и технической помощи;

-       эвакуацию российских и иностранных граждан из зон чрезвычайных ситуаций и конфликтов за рубежом;

-       подготовку специалистов РСЧС за рубежом, обучение иностранных специалистов аварийно-спасательного дела в Росси и, обмен учебными пособиями и средствами обучения;

-       проведение международных учений на территории России, участие органов управления и сил МЧС России в учениях за рубежом;

-       проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обмен информацией по вопросам научно-технических достижений, методической и технологической документацией, профессиональными периодическими изданиями.

Приоритетами МЧС России в области международного сотрудничества на современном этапе являются:

-       расширение, с опорой на Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования, участия специалистов и подразделений МЧС России в международных чрезвычайных гуманитарных операциях, проектах и экспортных программах но вопросам, входящим в компетенцию МЧС России, а также содействие продвижению на международный рынок гуманитарных услуг;

-       расширение приграничного сотрудничества, совершенствование и углубление профессионального взаимодействия между службами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств—участников СНГ по всему спектру вопросов, представляющих практический интерес как в рамках МГС по ЧС, так и в формате двухсторонних контактов на федеральном, региональном и территориальном (субъекты Федерации) уровнях;

-       дальнейшее развитие сотрудничества в рамках региональных международных организаций с участием Российской Федерации (СГБМ. ШОС, ЧЭС, Каспийский регион и др.);

-       наращивание с использованием потенциала постоянных представителей МЧС России при Европейских сообществах и при НАТО сотрудничества с Европейским Союзом в целом и его «старыми» членами: Францией, Германией, Испанией, в частности, на основе активного продвижения инициативы МЧС России о создании ЕЦБК, а также специальными комитетами и комиссиями ООН, рабочей группой Совета России – НАТО и другими международными организациями.

В перспективе системы защиты населении и территории ГО и РСЧС Российской Федерации должны быть войти в систему гражданской защиты (РСГЗ). Концепция создания и развития Российской системы гражданской системы (РСГЗ) гражданской защиты до 2020г разработана с учетом опыта функционирования ГО и РСЧС, а также аналогичных по назначению систем зарубежных государств. Ее правовую и методологическую основу составляют Конституция РФ, законы РФ в сфере государственного управления и обеспечения защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, возникающих при ведении военных и террористических актах или вследствие этих действий и актов, правовые акты Президента и Правительства РФ в этой области. Структура РСГЗ приведена на рис.5.


Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране в области ГО и защиты от ЧС разработаны законодательные нормы, обращенные к органам управления, должностным лицам и гражданам, хозяйствующим субъектам, которые должны непосредственно применяться на практике.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Таким образом, в стране создана и действует система защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Она обеспечивает защиту населения, в том числе и компенсацию ущерба, нанесенного ЧС. Но при этом необходимо помнить, что кроме прав у граждан есть и обязанности, в число которых входит подготовка в области защиты от ЧС. Нельзя забывать о том, что до прибытия на место происшествия спасателей проходит какое-то время, за которое население может если не справиться с ситуацией, то, по крайне мере, обеспечить собственную безопасность и оказать помощь пострадавшим.


г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, 22
+7 (812) 735-11-33
 
  Яндекс.Метрика
Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК © 2010 Все права защищены