Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК
+7 (812) 735-11-33
Для слабовидящих: Версия для слабовидящих

Малому и среднему бизнесу подсказали стратегию выживания пост-COVID

3 сентября 2020 года деловое издание «Ведомости» и организация «Цифровая экономика» провели онлайн-конференцию «Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса в российских регионах».

В рамках онлайн-эфира эксперты обсудили необходимость цифровизации деятельности субъектов МСП, экономическую эффективность использования цифровых решений, представили экосистему цифровых сервисов и цифровых технологий, использование которых позволяет малому и среднему бизнесу повысить производительность труда, снизить издержки, выйти на новые рынки, увеличить объем продаж, а также повысить эффективность внутренней деятельности.

В дискуссии приняли участие вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, управляющий партнер «O2Consulting» Анна Никитченко, директор по цифровизации бизнеса «МегаФон» Владимир Гваришвили, руководитель Службы проектов по развитию бизнеса «Яндекс» Леван Шаламберидзе, руководитель Департамента фиксированного бизнеса и конвергентных решений компании «ВымпелКом» Александр Попов, руководитель по развитию сервисов платформы «Mail.ru для бизнеса» Юлия Грошикова, Digital-евангелист «Вконтакте» Вячеслав Прохоров, генеральный директор «Платформы по работе с обращениями предпринимателей» ЗаБизнес.РФ, директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО МИД России Элина Сидоренко, директор дивизиона «Малый и микро бизнес» «Сбербанка» Алексей Шашкин, директор по развитию сети MAXROOMS Марина Лазарева, советник Губернатора Ростовской области Антон Алексеев. Модератором выступил директор по региональной политике организации «Цифровая экономика» Александр Зорин.

Открыл конференцию Александр Зорин, предоставив данные исследования НАФИ о результатах цифровизации МСП. По данным исследователей, индекс цифровизации субъектов МСП в России на конец 2019 года составлял 45%, что говорит о цифровой зрелости МСП на уровне ниже среднего. И это, как подчеркнул Александр Зорин, в значительной степени определило недостаточный уровень устойчивости организаций и предприятий МСП к изменению внешней среды, работе в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса. На фоне стремительного роста онлайн-торговли (аудитория онлайн-ритейла, по оценке экспертов в моменте увеличилась на 15-17 млн. человек, рост к IV кварталу 2019 года примерно 40%), около 80% предпринимателей сообщили о снижении спроса на свои товары и услуги.

«Таким образом, субъекты МСП, которые сегодня не займутся решением задачи ускоренной цифровизации своего бизнеса, завтра, с большой вероятностью, уйдут с рынка. И таких МСП может быть достаточно много», – прогнозирует эксперт.

При этом одной из причин низкой цифровой зрелости субъектов МСП является недостаточный уровень осведомленности о преимуществах цифровизации и возможностях, которые открывают цифровые решения, в том числе в вопросах повышения производительности труда, эффективности и прозрачности управления, в решениях задач по привлечению потенциальных клиентов, их удержанию, выхода на новые рынки сбыта своей продукции как в России, так и за рубежом.

Юлия Грошикова, руководитель по развитию сервисов платформы «Mail.ru для бизнеса», отмечает, что за период пандемии 29% клиентов компании из числа МСП стали рассматривать оказание части услуг через интернет, 21% открыли для себя облачные сервисы, 17% поняли, что с переходом в онлайн необходимо продвигать бизнес в интернете, а 14% внедрили корпоративные чаты в системы внутренней коммуникации.



Расширилась линейка цифровых сервисов для МСП у банковского сектора. Алексей Шашкин, управляющий директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка России, рассказал о сервисе для самозанятых, об удобствах онлайн регистрации бизнеса, дистанционном открытии счета, инструментах логистики и проверки контрагентов.
«Мы сделали большой перезапуск пакета услуг. Самое главное, у каждого клиента, имеющего пакет услуг, появляется возможность докупать любую опцию на ограниченный период времени», – отмечает эксперт.

Элина Сидоренко, генеральный директор «Платформы по работе с обращениями предпринимателей» ЗаБизнес.рф, рассказала о созданной по поручению Президента РФ платформе для представителей МСП, сталкивающихся с силовым давлением, когда в отношении них возбуждаются уголовные дела, проводятся доследственные проверки, инициируются уголовные преследования по экономическим и налоговым преступлениям. На данный момент рассматривается возможность полной интеграции системы работы с обращениями предпринимателей Генпрокуратуры и платформы ЗаБизнес.рф, что позволит в будущем создать правозащитную цифровую экосистему, не имеющую мировых аналогов.

Анна Никитченко, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, управляющий партнер O2Consulting в своем докладе подсветила интересную мысль – новая бизнес-модель малого предприятия, основанная на цифровых технологиях, может во много раз опередить своих конкурентов и даже потеснить на рынке представителей крупного бизнеса.

В ходе конференции эксперты обозначили путь цифрового развития МСП в регионах, продемонстрировав понятные и достижимые цифровые решения и кейсы. Коронакризис показал, что цифровизация необходима как крупному бизнесу, так и малым предприятьям в равной степени. «Цифровизуйся или проиграешь» – новый девиз современного подхода в ведении бизнеса.


г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, 22
+7 (812) 735-11-33
 
  Яндекс.Метрика
Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК © 2010 Все права защищены