Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК
Праздник монголоязычных народов «Сагаалган»
Сагаалган – «белый месяц» - самый важный праздник монголоязычных народов, наступление Нового года по лунному календарю. Праздник является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В России Сагаалган празднуют в Бурятии, Калмыкии, Тыве, на Алтае.
Истоки праздника
Сагаалган восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. У монгольских племен с кочевым скотоводческим бытом, новый годовой цикл начинался в то время, когда скот, принося приплод, вступал в осень. Белый месяц изначально считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время монголы прибавляли год возраста себе и скоту. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках.
Внук Чингис хана — великий хан Юаньской династии Хубилай в 1267 году перенёс время празднования Нового года с осени на февраль, конец зимы, под влиянием китайской астрологии. Название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл.
В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголо-язычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Праздник длился целый месяц. Юрты кочевников изначально находились далеко друг от друга. Для того, чтобы успеть поздравить всех родственников, переезды от семьи к семье приходилось совершать длиною в день, а то и несколько. Нужно было доехать до отдаленных юрт родственников и участвовать в праздничном застолье и обрядах, а за пару дней всего этого не успеть. Вот и дали сроку на празднование - целый месяц.
К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. В канун праздника необходимо провести уборку в доме. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи всем — от мала до велика. Готовили подарки, чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник в знак уважения. Также готовили хадаки — своеобразные прямоугольные платки или шарфы из шелка. Начинали готовить праздничные угощения.
Традиции праздника
В день наступления Нового года принято просыпаться с рассветом, зажигать в окнах свет, заваривать свежий чай и думать о хорошем. В этот день глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца дарами, обязательно преподнести дары духу местности, с просьбой о благополучии для всех близких.
После всех обрядов начиналось празднование, принимались поздравления и гости. На угощения приглашались все родные, соседи, друзья. Хождение в гости — непременная составляющая праздника Сагаалган. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Белый цвет был особенно почитаем в эти дни. Все подарки старались дарить белого цвета: текстиль, посуда, одежда, утварь.
Обычно первыми посещали самых старших и уважаемых родственников. В первый день Нового года все должны только праздновать и ничем больше не заниматься. Первый гость и встреча с ним имеют большое значение, желательно, чтобы это был мужчина.
В этот день нельзя экономить, обмен подарками обязателен. Если дети живут отдельно, все равно в этот день надо посетить родительский дом и поздравить старших с праздником.
Взаимное приветствие
Традиционное приветствие было важным ритуалом, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались.
Монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца делали следующий жест: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук.
В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы!»
Меню праздничного стола
Основным блюдом на праздничном столе является баранина, это баранья голова (тоолэй), которая подается самым почетным гостям, грудинка (убсуун), отварная баранина в бульоне (бухэлеэр), печеночно-кровяная колбаса (эреэлже), закрутка (орёомог), хошхоног. И, конечно, ни один стол в Сагаалган не обходится без бууз.
Буузы - похожие на крупные пельмени или манты «с дырочкой» - своим видом напоминают юрту. Такая же круглая форма, такое же отверстие на крыше. Есть даже определенный ритуал их поедания. Сперва необходимо откусить буузу у донышка и «открыть дверь», вдохнуть тепло «очага» (жар внутреннего пара), а потом, выпив горячий внутренний бульон, съесть все остальное. В качестве основных компонентов начинка бууз содержит рубленное мясо и репчатый лук. В старину мясо рубили вручную в деревянных лотках изогнутым ножом с двумя рукоятками, напоминающим серп. Традиционно использовалась баранина. В современные позы кладут говядину и свинину.
Обязательным атрибутом праздничного стола являются молочные продукты: свежее молоко, творог, сметана, арса, урмэ, саламат. В дни Сагаалгана принято готовить и употреблять освященную белую пищу — молоко и молочные продукты, а также блюда с использованием этих ингредиентов. Белая пища – это ритуальная пища. К молочным кушаньям можно отнести: молочный чай, десерт с черемухой холисо и урмэ.
http://spbdn.ru/nacionalnye-prazdniki/prazdnik-mongolojazychnyh-narodov-sagaalgan/
Истоки праздника
Сагаалган восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. У монгольских племен с кочевым скотоводческим бытом, новый годовой цикл начинался в то время, когда скот, принося приплод, вступал в осень. Белый месяц изначально считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время монголы прибавляли год возраста себе и скоту. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках.
Внук Чингис хана — великий хан Юаньской династии Хубилай в 1267 году перенёс время празднования Нового года с осени на февраль, конец зимы, под влиянием китайской астрологии. Название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл.
В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголо-язычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Праздник длился целый месяц. Юрты кочевников изначально находились далеко друг от друга. Для того, чтобы успеть поздравить всех родственников, переезды от семьи к семье приходилось совершать длиною в день, а то и несколько. Нужно было доехать до отдаленных юрт родственников и участвовать в праздничном застолье и обрядах, а за пару дней всего этого не успеть. Вот и дали сроку на празднование - целый месяц.
К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. В канун праздника необходимо провести уборку в доме. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи всем — от мала до велика. Готовили подарки, чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник в знак уважения. Также готовили хадаки — своеобразные прямоугольные платки или шарфы из шелка. Начинали готовить праздничные угощения.
Традиции праздника
В день наступления Нового года принято просыпаться с рассветом, зажигать в окнах свет, заваривать свежий чай и думать о хорошем. В этот день глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца дарами, обязательно преподнести дары духу местности, с просьбой о благополучии для всех близких.
После всех обрядов начиналось празднование, принимались поздравления и гости. На угощения приглашались все родные, соседи, друзья. Хождение в гости — непременная составляющая праздника Сагаалган. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Белый цвет был особенно почитаем в эти дни. Все подарки старались дарить белого цвета: текстиль, посуда, одежда, утварь.
Обычно первыми посещали самых старших и уважаемых родственников. В первый день Нового года все должны только праздновать и ничем больше не заниматься. Первый гость и встреча с ним имеют большое значение, желательно, чтобы это был мужчина.
В этот день нельзя экономить, обмен подарками обязателен. Если дети живут отдельно, все равно в этот день надо посетить родительский дом и поздравить старших с праздником.
Взаимное приветствие
Традиционное приветствие было важным ритуалом, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались.
Монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца делали следующий жест: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук.
В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы!»
Меню праздничного стола
Основным блюдом на праздничном столе является баранина, это баранья голова (тоолэй), которая подается самым почетным гостям, грудинка (убсуун), отварная баранина в бульоне (бухэлеэр), печеночно-кровяная колбаса (эреэлже), закрутка (орёомог), хошхоног. И, конечно, ни один стол в Сагаалган не обходится без бууз.
Буузы - похожие на крупные пельмени или манты «с дырочкой» - своим видом напоминают юрту. Такая же круглая форма, такое же отверстие на крыше. Есть даже определенный ритуал их поедания. Сперва необходимо откусить буузу у донышка и «открыть дверь», вдохнуть тепло «очага» (жар внутреннего пара), а потом, выпив горячий внутренний бульон, съесть все остальное. В качестве основных компонентов начинка бууз содержит рубленное мясо и репчатый лук. В старину мясо рубили вручную в деревянных лотках изогнутым ножом с двумя рукоятками, напоминающим серп. Традиционно использовалась баранина. В современные позы кладут говядину и свинину.
Обязательным атрибутом праздничного стола являются молочные продукты: свежее молоко, творог, сметана, арса, урмэ, саламат. В дни Сагаалгана принято готовить и употреблять освященную белую пищу — молоко и молочные продукты, а также блюда с использованием этих ингредиентов. Белая пища – это ритуальная пища. К молочным кушаньям можно отнести: молочный чай, десерт с черемухой холисо и урмэ.
http://spbdn.ru/nacionalnye-prazdniki/prazdnik-mongolojazychnyh-narodov-sagaalgan/
Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК © 2010 Все права защищены