Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК
Татаро-башкирский праздник «Сабантуй»
Сабантуй (в переводе с татарского «свадьба/праздник плуга») – это древний праздник тюркских народов. Татары и башкиры традиционно проводили его перед началом посевных работ. В настоящее время он знаменует их окончание веселым празднованием, на котором не утихают национальные песни и пляски, шуточные конкурсы и спортивные состязания.
Праздник Сабантуй имеет более чем тысячелетнюю историю. Еще в 921 году его описывал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан – посол из Багдада, прибывший в Булгары. Кроме того, подтверждением существования этого праздника в те времена служит надгробный камень на одном из старинных кладбищ в Алькеевском районе в Республике Татарстан. Надпись на камне гласит: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя».
Происхождение праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и Солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ. Его история связана с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер.
Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе являются бег, национальная борьба «куреш», конные скачки («ат чабышлары») и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.
В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли «бирне жыючы», «солге жыючы», становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя.
С этого времени Сабантуй кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно межнациональный, творческий, спортивно-игровой праздник. С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников. Сабантуй внесен в список шедевров культурного наследия ЮНЕСКО.
Праздник всегда имел подчеркнуто общественный, массовый характер. В старину его организацией и проведением занимался совет старейшин села. В день праздника в каждой деревне царило торжественное и радостное настроение. После полуденной молитвы нарядно одетые сельчане – пешие, конные или на подводах – отправлялись на поляну или холм, где и происходили основные действия. В центре поляны старейшины устанавливали шест с укрепленным на нем вышитым полотенцем - символом праздника (татар. «кызыл башлы сэгле»). В тени деревьев или под навесами рассаживались хозяева и почетные гости, пили чай, наблюдали за происходящим.
В наши дни Сабантуй давно вышел за рамки национального праздника – он прижился и на юге, и на севере страны. Его отмечают во всех регионах России, без точной даты, по собственным сценариям, но с национальным татаро-башкирским колоритом.
До Октябрьской революции Сабантуй в Петербурге праздновали в Юсуповском саду, а в 1956 году было выбрано постоянное место – площадка в поселке Энколово. С каждым годом праздник расширяет свои масштабы.
http://spbdn.ru/nacionalnye-prazdniki/tataro-bashkirskij-prazdnik-sabantuj/
Праздник Сабантуй имеет более чем тысячелетнюю историю. Еще в 921 году его описывал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан – посол из Багдада, прибывший в Булгары. Кроме того, подтверждением существования этого праздника в те времена служит надгробный камень на одном из старинных кладбищ в Алькеевском районе в Республике Татарстан. Надпись на камне гласит: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя».
Происхождение праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и Солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ. Его история связана с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер.
Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе являются бег, национальная борьба «куреш», конные скачки («ат чабышлары») и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.
В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли «бирне жыючы», «солге жыючы», становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя.
С этого времени Сабантуй кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно межнациональный, творческий, спортивно-игровой праздник. С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников. Сабантуй внесен в список шедевров культурного наследия ЮНЕСКО.
Праздник всегда имел подчеркнуто общественный, массовый характер. В старину его организацией и проведением занимался совет старейшин села. В день праздника в каждой деревне царило торжественное и радостное настроение. После полуденной молитвы нарядно одетые сельчане – пешие, конные или на подводах – отправлялись на поляну или холм, где и происходили основные действия. В центре поляны старейшины устанавливали шест с укрепленным на нем вышитым полотенцем - символом праздника (татар. «кызыл башлы сэгле»). В тени деревьев или под навесами рассаживались хозяева и почетные гости, пили чай, наблюдали за происходящим.
В наши дни Сабантуй давно вышел за рамки национального праздника – он прижился и на юге, и на севере страны. Его отмечают во всех регионах России, без точной даты, по собственным сценариям, но с национальным татаро-башкирским колоритом.
До Октябрьской революции Сабантуй в Петербурге праздновали в Юсуповском саду, а в 1956 году было выбрано постоянное место – площадка в поселке Энколово. С каждым годом праздник расширяет свои масштабы.
http://spbdn.ru/nacionalnye-prazdniki/tataro-bashkirskij-prazdnik-sabantuj/
Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК © 2010 Все права защищены