Анализ эффективности работы по поддержке малого предпринимательства за 2018 год
Анализ эффективности работы по поддержке малого предпринимательства за 2018 год
После двадцати лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшим экономическим вызовом. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
В последнее время власть пытается решить эту проблему, но попытки эти крайне осторожны. Беда государственного воздействия (федерального, регионального и местного) на предпринимательство состоит в отсутствии долгосрочных и устойчивых программ, что не позволяет устанавливать понятные всем правила (нормативно-правовые, налоговые, ценностные) Возрождение экономики России в кризисное время невозможно осуществить без соответствующего регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.
Необходимо создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
· увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
· рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
· селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
· создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
· трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
· подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
· разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
· косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
· ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
· мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
· улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства, итоги совещаний, встреч, заседаний в округе позволяют выявлять проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства:
- организации малого и среднего предпринимательства характеризуются относительной неустойчивостью в связи с менее благоприятными (по сравнению с крупными предприятиями) условиями хозяйствования, проявляющимися в форме относительно худшего состояния внутренней и внешней среды;
- внешняя среда малого и среднего предпринимательства отличается особой неопределенностью, потому что она действует, как правило, на локальном рынке, который, в отличие от рынков крупных предприятий, характеризуется значительно более высокой степенью неизвестности и стихийности, то есть финансовые риски малого и среднего бизнеса объективно значительно выше;
- особенностью внешней среды малого и среднего бизнеса является ее объективно подчиненная роль системе отношений с государством, местным самоуправлением, крупным бизнесом и финансово-кредитными институтами. Субъекты малого и среднего предпринимательства обладают значительно меньшими финансовыми возможностями по сравнению с крупными предприятиями.
Проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализаций мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
В программе были поставлены основные цели:
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развития самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение налоговых поступлений в доходную часть бюджета от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности;
- формирование условий, обеспечивающих рост субъектов малого и среднего предпринимательства и численности занятого предпринимательской деятельностью населения округа;
- максимальное удовлетворение потребностей малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных услугах;
- организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие в продвижении субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;
- развитие системы коммуникаций "бизнес-власть-общество".
Кроме того, продолжение системной работы по:
- устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности;
- повышению образовательного уровня кадров для малого бизнеса предусмотреть внедрение специальных программ;
- принятию различных мер по повышению социальной защищенности и обеспечению охраны труда наемных работников, занятых в сфере малого предпринимательства;
- проведение организационных мероприятий по привлечению молодых специалистов для работы в сфере бытового обслуживания.
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный строй общества.
Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного "возмутителя спокойствия" и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста. Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.
Предыдущая модель общественного развития в нашей стране базировалась на подавлении предпринимательского духа в обществе и самого предпринимателя как носителя культуры и творческого стиля мышления. Опыт наших реформ (особенно начального периода) показал, что при отказе на словах от традиционной модели, стереотипов мышления фактически продолжается эта же линия. В стране не создан благоприятный предпринимательский климат, нет твердо установленных правил поведения на рынке, отсутствует широкая система мер поддержки инициатив граждан. Еще предстоит выработать оптимальные формы существования малого предпринимательства в нашей стране.
В настоящее время малый бизнес получает широкую поддержку, как на федеральном, так и на региональном уровне. В то же время муниципальные образования значительно меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления наиболее близок к рассматриваемому сектору экономики. Следовательно, именно муниципальным органам власти надо решать конкретные задачи, связанные с развитием субъектов малого предпринимательства. Поэтому возникает необходимость разработки научно-методического обеспечения решения вопросов по становлению и развитию форм и методов финансовой поддержки предпринимателей, что позволит более результативно решать проблемы обеспечения занятости, а также будет способствовать росту собираемости налогов и увеличению собственной доходной составляющей бюджетов муниципальных образований.