Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК
+7 (812) 735-11-33
Для слабовидящих: Версия для слабовидящих

ТРАМВАЙ КАК ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССА

ТРАМВАЙ КАК ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССА

ТРАМВАЙ КАК ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССА

ТРАМВАЙ КАК ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССА
Для Санкт-Петербурга трамвай — это не просто
транспорт, доставляющий пассажира из точки А в точку Б. Он
вписан в культурный код города, а производство трамваев
составляет— важнауюя часть его экономики. Питерская т, а
использование наиболее передового в технологическом плане
подвижного состава наделяет город статусом законодателя
мод в мировом трамвайном движении
В Санкт-Петербурге одна из крупнейших в мире
трамвайных систем, по протяженности его трамвайная сеть
— третья в мире про протяженности, а учитывая планыи с ее
развитиемя, город может и подняться в рейтинге.
От кучеров до вагоновожатых
Именно в Санкт-Петербурге в 1880 году впервые в России
инженером и изобретателем Федором Пироцким впервые в России
был протестирован трамвай на электрической тяге. Сделал это
российский инженер и изобретатель Федор Пироцкий. Однако
развитию электротранспорта в то время помешали К сожалению,
лоббистские усилия владельцев конноготранспорта гужевого
транспорта не позволили развить транспорт на электротяге до
наступления нового века, и трамвайное движение было организовано
лишь . Хотя справедливости ради нужно отметить эпизод с запуском
сезонного ледового трамвая, который ходил по льду Невы с зимы
1895 по зиму 1911 года. Электрический трамвай именно на улицах
города в Санкт-Петербурге был запущен только в 1907 году. А спустя
20 лет появились вагоны собственного производства.
Трамваи собственного производства в Санкт-Петербурге
появились спустя двадцать лет и выпускались вплоть до 2012 года,
когда был закрыт из-за финансовой несостоятельности
ТПетербургский трамвайно-механический завод. К этому моменту в
городе было выпущено закрылся в 2012 году по причине финансовой
несостоятельности. Казалось бы, производству трамваев в Санкт-
Петербурге конец. Однако в почти 6200 трамвайных вагонов, которые
не только использовались на местных маршрутах, но и отправлялись
в другие города по всей стране.
Возрождение трамвайного производства в Санкт-Петербурге
состоялось в 2018 году , когда был запущенначал работу Невский
завод электрического транспорта (НЗЭТ) им. Ф. А. Пироцкого.
Традиции и преемственность. А как иначе?
НЗЭТ — обособленное подразделение пПроизводственной
компании «Транспортные системы» (ПК ТС).
Для города НЗЭТ — это рабочие места и налоговые
поступления. Вагоны Зздесь происходит сборка трамваевсобирают из
комплектующих, произведенных как на других предприятиях ПК
ТСхолдинга , так и сторонними поставщиками.
К настоящему времениЗа пять лет их на заводе уже выпущено
более тысячи трамвайных вагонов. С такими темпами предыдущие
достижения в производстве трамваев уже скоро могут быть
перекрыты.
Как и раньше, трамваи поставляются не только для нужд самого
Санкт-Петербурга, но и других городов. Для города НЗЭТ — это
занятость квалифицированных кадров и дополнительные налоговые
поступления. Как и раньше, трамваи поставляются не только для нужд
самого Санкт-Петербурга, но и разъезжаются по другим городам.
Спрос впечатляющий. Во многих городах восстанавливается,
модернизируется и создается трамвайное движение. В стране
трамвайный ренессанс, и Санкт-Петербург — активный участник этого
процесса.
Город сотрудничает со всеми основными производителями
трамваев в России. Помимо уже названной ПК ТС это Усть-Катавский
вагоностроительный завод (Челябинская область) и «Уралтрансмаш»
(г. Екатеринбург, входит в «Ростех»). Между производителями
поддерживается здоровая конкуренция, что позволяет постоянно
совершенствовать подвижной состав, внедрять технологические
новинки, кастомизировать технику, то есть выпускать ее под запрос
города, с неповторимым обликом и технологическими новшествами.
Врез по тексту на подложке
В 2021 году петербургский «Горэлектротранс» (ГЭТ)
представил программу развития городского электрического
отранспорта «Сохраняя историю, движемся в будущее»,
которая уже сейчас активно реализуется. Она
рассчитанарассчитанную до 2028 года.
Ею предусмотрено и предполагает обновление подвижного
состава (с закупкой почти 600 самых современных вагонов),
модернизациюя сетевого хозяйства, трамвайных парков и,
подстанций, а также организацияю 15 скоростных
магистральных маршрутов.
Объем инвестиций впечатляет За время действия
программы объем закупленных современных трамваев достигнет
596 штук, троллейбусов — 587, из них более 200 — инновационные
троллейбусы с увеличенным автономным ходом.
Общий объем инвестиций, предусмотренный программой, —
порядка 123 млрд рублей.
Легче легкого
В том же 2021 году специально для Санкт-Петербурга ПК ТС
выпустила трамвай «Витязь-Ленинград» с полностью алюминиевым
кузовом вместо, а не стальнымого. , как обычно, кузовом. Алюминий
— легкий металл, не подверженный коррозии. За счет уменьшения
веса при движении такие вагоны Поскольку трамвай с алюминиевым
кузовом получается значительно легче своего стального собрата, он
потребляеют меньше электроэнергии:, что ведет к
значительнойполучается экономиия. К тому же уменьшается нагрузка
на рельсы. Кроме того, он меньше «нагружает» рельсы, а значит, пути
нужно будет реже ремонтировать. Дополнительный плюс —
утилизация «состарившихся» трамваев: алюминий легко
переплавляется и подходит для повторного использования.
Да и после того, как трамвай отслужит положенный срок,
алюминиевый кузов можно будет переплавить и использовать металл
повторно, в отличие от стали, которая за десятки лет эксплуатации,
как говорят в компании-производителе, «превратится в пыль». Да,
«алюминиевый» трамвай дороже, но разница в цене — порядка 10‒
15%, и ее можно компенсировать полученной в процессе
эксплуатации экономией. Так что когда будет наработана практика
эксплуатации трамвая с алюминиевым кузовом и доказана его
экономическая эффективность, он, очевидно, пойдет в массовое
производство.
Алюминий использован и при созданииОн входит в «состав» и
нового трехсекционного трамвая «Невский» — . Он разработан и
произведен специально для Санкт-Петербурга, с учетом его
инфраструктурных особенностей. Это двухкабинный (эдакий
Тянитолкай), трехсекционный трамвай с дверьми по обоим бокам,
вагон . Такая конструкция позволяет подвижному составу может
работать в режиме челнока, без использования разворотных колец. В
интерьере вагона по максимуму использованы элементы из
алюминиевых сплавов, что делает его более безопасным при пожаре:
в отличие от пластика алюминий не горит. Вагон оснащен такжеА
мощнымие аккумуляторами,ы которые позволяют ему проезжхать
порядкадо трех километров без подключения к контактной сети.
Цитата по тексту в отбивках
Генеральный директор ПК «Транспортные системы»
Александр Дубровкин: «Нужно отметить, что тТехническое
задание Санкт-Петербурга на разработку и производство
трамваев для культурной столицы — одно из самых сложных.
Цель внедрения инноваций — обеспечение безопасности
пассажира, водителя и в целом всех участников движения»., —
говорит генеральный директор ПК «Транспортные системы»
Александр Дубровкин.
Инновационный значит = экономный
Общественный электрический транспорт — один из крупнейших
потребителей электроэнергии в мегаполисах. Значит, за счет его
модернизации можно И ее эффективное использование дает
возможность экономить значительные средства.
Электрический двигатель может работать в двух режимах. В
первом он преобразует электрическую оэнергиюя преобразуется в
кинетическую, заставляя тот же трамвай разгоняться. Во втором, при
торможении — при торможении, как генератор, преобразовывая,
наоборот, наоборот. кинетическую энергию в электрическую.До
недавнего времени Однако вот эта вторая его способность до
последнего времени в электрическом транспорте использовалась не
так эффективновторой режим у электротранспорта практически не
работал: , как сейчас. При торможении энергия, вырабатываемая
электродвигателем, просто «выбрасываласьется» в атмосферу в
виде тепла через тормозные реостаты, расположенные на крыше
трамвайного вагона. Для такого северного города, как Санкт-
Петербург, дополнительно нагревать уличный воздух, может быть, и
неплохо, но расточительно. Ряд мировых лидеров в производстве
электротехники, таких как Siemens или ABB, пытались создать
эффективную систему рекуперации электроэнергии, вырабатываемой
подвижным составом при торможении, однако пока ни один из
опробованных ими вариантов в серию не пошел.
В Санкт-Петербурге жеПоэтому «Горэлектротранс» провел
испытания системы накопления электроэнергии, которая доказала
свою эффективность. Вв основе системы которой —
суперконденсаторы, которые разработала и серийно
производитразработанные отечественнаяой компаниейя
«Товарищество энергетических и электромобильных проектов»
(ТЭЭМП). Вырабатываемая при торможении электроэнергия
накапливается в них, а затем используется при трогании начале
движения трамвая. При этом ее В отличие от литиевого аккумулятора,
который не может принять большие токи, суперконденсатор делает
это с легкостью. Проведенный эксперимент показал сокращение
расхода электроэнергии на тягу сокращается до 47%, а также
снижение износа контактной сети и падение нагрузки на тяговых
подстанциях почти в два раза. Ва в целом же система позволяеит
дополнительно сэкономить до 25% электроэнергии, потребляемой
трамваемм.
В итоге Таким образом, Санкт-Петербург стал первым
российским городом, где внедряется эффективная система
использования «энергетических отходов». Ее полноценное
развертывание позволит разгрузить контактную сеть, увеличить число
вагонов на маршрутах, на той же инфраструктуре нарастить объемы
перевозок, сократив время ожидания транспорта, и сделать перевозки
более комфортными для пассажиров.
Умный и еще умнее
Беспилотный транспорт — тренд настоящего времени и наше
уже не далекое будущее.
В Приближает его Санкт-Петербург,е сделавли ставку на
подвижной состав, обладающий «умом и сообразительностью». Уже
сейчас вВ городе ходят трамваи, оснащенные комплексом активной
помощи водителю Cognitive Tram Pilot от отечественной компании
«Cognitive Technologies, признанный лидер рынка беспилотных систем
с применением технологий искусственного интеллекта». Следующий
эволюционный этап развития электротранспорта – создание
полностью беспилотных вагонов и их серийный выпуск. Однако, по
мнению петербургских экспертов, человек никогда не уйдет из
трамвая, наиболее вероятен вариант, при котором профессия
водителя трансформируется в функционал бортинженера или
стюарда.
Вообще, именно рельсовый городской транспорт — первый
кандидат для перевода на беспилотный режим работы. Уже
внедренный в коммерческую эксплуатацию (кстати говоря, впервые в
России) в Санкт-Петербурге кКомплекс активной помощи водителю
контролирует скоростной режим, отслеживает дорожные знаки и,
«видит» препятствия на пути; и в случае необходимости подает
тревожный сигнал и может самостоятельно остановить вагон, если
водитель не реагирует на предупреждения системы, например,
отвлекся, уснул, почувствовал себя плохо. Это , безусловно, делает
поездки более безопасными для пассажиров.
Уже сейчас в Санкт-Петербурге на маршруты
выходятпитерских улицах более 200 таких умных трамваев (такого
количества нет ни в одном городе мира): наличие комплекса активной
помощи водителю. — И сейчас необходимоеобязательное условие со
стороны ГЭТ к поставщикам вагоновтрамваев — наличие в них
комплекса активной помощи водителю.
Но то ли еще будет, ведь впереди — полностью беспилотное
движение. Ссоглашение о создании такого транспорта было
подписано летом прошлого года между ГЭТ, компанией Cognitive Pilot
и ПК «Транспортные системы» о создании полностью беспилотного .
Документ предполагает проведение работ по созданию беспилотного
трамвая в 2026- 20‒ 27 годах уже подписано. х.
И первые результаты уже есть: летом этого годаЭтим летом
«Горэлектротранс» провел соревнования между лучшими
вагоновожатыми предприятия и трамваем с ИИ-автопилотом, который
уверенно получил место в первой пятерке, . Результаты заездов
искусственного интеллекта сопоставимы с результатами лучших
водителей города: место в пятерке лучших водителей он уверенно
получил, показав высокие результаты в таких «дисциплинах», какпри
выборе скоростного режима, обеспечении плавностьи хода и,
точностьи остановки перед светофором и стоп-линией, а также по
времени, затраченному на прохождение трассы.
Однако, по мнению петербургских экспертов, вагоновожатый
никогда не уйдет из трамвая: наиболее вероятно, что эта профессия
трансформируется в бортинженера.
Опыт работы автопилота, полученный в ходе соревнований,
позволит разработчикам усовершенствовать беспилотную систему.
«Петербургский “Горэлектротранс” в направлении беспилотного
электротранспорта задал планку по целому ряду параметров:
безопасности, плавности движения, комфорта для пассажиров, —
которые, я уверена, станут стандартом не только в России, но и в
мире», — считает президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.
Отметим, что серийно выпускаемых вагонов, используемых на
постоянных маршрутах и оснащенных интеллектуальными системами
помощи водителю, в таком количестве, как в Санкт-Петербурге (более
200 штук), нет ни в одном городе мира. И, кстати говоря, в цене
трамвая такой комплекс составляет всего 2 3%, что позволяет уже в‒
первые годы эксплуатации вагона полностью окупить вложения,
поскольку умный трамвай реже попадает в ДТП.
Трамвай-музей, трамвай-экскурсовод
В 1950 60-х годах в Ленинграде выпускался любимый‒
горожанами трамвай ЛМ-57, прозванный за свой элегантный облик
«стилягой». Образ той визитной карточки города спустя полвека было
решено использовать при создании винтажных снаружи и
современных внутри трамвайных вагонов.
По заказу «Горэлектротранса» их изготовил завод
«Уралтрансмаш»; два первых трамвая получили имена собственные в
честь Достоевского и Довлатова. В них установлены интерактивные
прозрачные окна-экраны «Белые ночи». Вместе с навигационной
информацией они дают сведения об исторических объектах, мимо
которых проходит трамвайный маршрут — к удовольствию
петербуржцев и гостей города.
Цитата по тексту в отбивках
Губернатор Александр Беглов: «Вы, наверное, видели
нНаши ретротрамваи «“Довлатов”» и “«Достоевский”» — это
только начало.. У нас будет курсировать 57 таких трамваев.
Это не просто экскурсионные трамваи, это маршрутные
трамваи». Посмотрите, внутри как здорово там, можно
посмотреть, мимо какого здания едешь, дети просто пищат от
восторга»., — рассказывал о новом масштабном проекте Санкт-
Петербурга губернатор города Александр Беглов.
В 50 60-х годах прошлого века в Санкт-Петербурге‒
выпускался самый любимый и комфортный ленинградский трамвай
ЛМ-57, за свой элегантный облик получивший народное прозвище
«Стиляга» и ставший своеобразной визитной карточкой города.
Спустя полвека было решено использовать характерные черты
облика «Стиляги» при создании винтажных снаружи, но
современных внутри трамвайных вагонов, предназначенных для
использования на маршрутах в исторической части города. По
заказу «Горэлектротранса» их изготовил завод «Уралтрансмаш».
Модель 71-431Р получила название «Достоевский». Это
трехсекционный низкопольный двухкабинный трамвай. Модель 71-
421Р — двухсекционный низкопольный трамвай получил название
«Довлатов». Оба «писателя» в соответствии с требованиями
настоящего времени получили комплексы активной помощи
водителю, а от прошлого — облик по мотивам ретростиля,
хромированные фары, бампер и прочие элементы обвеса,
историческую схему окраски в бежево-зеленых тонах. В обеих
моделях установлены интерактивные прозрачные окна-экраны
«Белые ночи». Вместе с навигационной информацией через них
можно получить информацию о некоторых исторических объектах
города, мимо которых проходит трамвайный маршрут. Так что
эти вагоны пользуются успехом у приезжающих в город туристов,
которые хотят в комфортной обстановке совершить объезд
исторической части города и по пути узнать о нем что-то новое.

г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, 22
+7 (812) 735-11-33
 
  Яндекс.Метрика
Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК © 2010 Все права защищены