Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК
+7 (812) 735-11-33
Для слабовидящих: Версия для слабовидящих

В целях повышения правовой грамотности населения Прокуратура информирует

1. Гражданам запретили дробить квартиры на микродоли.
Такие поправки внесены в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 14.07.2022 № 310-Ф3. Вступивший в силу 1 сентября 2022 года закон запретил проводить любые сделки по приобретению и отчуждению долей жилого помещения, если на такую долю, исходя из общего количества собственников, приходится площадь менее 6 кв. м. Другими словами, теперь приобрести микродолю менее 6 кв. м в любом жилом помещении нельзя. Такая сделка не пройдет регистрацию, поскольку будет являться ничтожной, а регистратор, в свою очередь, выдаст письменный отказ.
В то же время этот порядок не распространяется на случаи, когда общая долевая собственность возникает в силу закона. То есть стать владельцем доли небольшой площади можно будет, например, унаследовав ее, приватизируя жилье (когда, допустим, у квартиры в 30 кв.м появляется сразу шесть владельцев) или покупая недвижимость с использованием материнского капитала.
Изменения направлены, в первую очередь, на борьбу с преступными посягательствами на права собственников квартир.
2. Подать электронные документы в суд теперь можно через МФЦ.
Онлайн-правосудие становится доступным даже для граждан, не пользующихся сетью Интернет.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2022 № 1457 внесены изменения в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, теперь граждане через многофункциональные центры могут подать в суд документы или получить их в режиме онлайн.
Согласно постановлению, МФЦ будут предоставлять посетителям «в секторах пользовательского сопровождения» бесплатный доступ к ГАС «Правосудие». Сотрудники центра также будут информировать граждан о порядке доступа к автоматизированной системе.
Таким образом, пожать электронные документы в суд режиме онлайн смогут даже граждане, которые не имеют доступа к интернету дома либо испытывают трудности с пользованием онлайн сервисами.
3. Граждане получили гарантии права использовать материнский капитал для обучения детей у индивидуальных предпринимателей.
Начиная с 15 августа 2022 года у граждан появилась возможность использовать средства материнского капитала на оплату образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями.
Главное условие – наличие у ИП лицензии на образовательную деятельность. Речь идет об ИП, которые при организации своих обучающих программ не выступают преподавателями самостоятельно, а привлекают штат специалистов.
Согласно новым правилам, исключение составят только те ИП, где физическое лицо – это организатор и педагог в одной роли.
Ранее тратить средства материнского капитала на обучение ребёнка можно было только в образовательных организациях со статусом юридического лица, что ограничивало родителей при выборе организации.
4. Нахождение родителей в стационаре с ребенком.
В соответствии с ФЗ от 14.07.2022 № 317-ФЗ с 1 января 2023 года близкие родственники или законные представители детей, нуждающихся в длительном лечении, смогут бесплатно находиться в стационаре вместе с ребенком. Сопровождающим ребенка выделят бесплатное спальное место и питание.
Новым законом закрепляется, что независимо от возраста и показаний право на бесплатную госпитализацию будет у родителей детей-инвалидов со 2 или 3 степенью ограничения к самообслуживанию, передвижению, контролю, обучению и ориентации.
Законом также предусматривается, что если ребенку старше 4 лет по медицинским показаниям (не только ребенку-инвалиду) требуется постоянная помощь взрослого, то в этих случаях также должно предоставляться место в палате и питание.
5. Срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации.
В июле 2022 года внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
В связи с нововведениями, сокращен срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации.
Новый паспорт оформляется в течение пяти рабочих дней, независимо от места жительства, пребывания, фактического проживания или обстоятельств его замены. Под вышеуказанные изменения подпадают также паспорта с электронным носителем.
Установлено, что документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть поданы гражданином непозднее 90 дней после достижения 14-летнего, 20-летнего, 45-летнего возраста.
До принятия изменений срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации составлял 10 дней в случае подачи необходимых документов по месту жительства. Во всех остальных случаях данная процедура осуществлялась в течение 30 суток.
6. С 1 сентября 2022 года в Законе «О защите прав потребителей» введен запрет на необоснованный сбор персональных данных потребителей.
В поправках к Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлен запрет на необоснованный сбор персональных данных покупателей, а также перечислены недопустимые условия договора.
Таким образом, продавец не сможет, например, отказаться заключить договор с потребителем, который не пожелал предоставить персональные данные. Однако, законодатель выделил исключения - случаи, когда эта обязанность предусмотрена законом или связана с исполнением договора.
Если же покупатель запросит разъяснения в связи с таким отказом, продавец обязан дать информацию в течение 7 дней.
Кроме того, в поправках к Закону перечислены недопустимые условия договора, которые предусматривают допработы за плату без согласия потребителя; ограничивают покупателя в выборе способа и формы оплаты товаров (работ, услуг); уменьшают размер законной неустойки; устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если он не предусмотрен законом; исключают или ограничивают ответственность продавца, а также иные условия, нарушающие правила в области защиты прав потребителей.
Если из-за таких условий потребитель понес убытки, их возместит продавец. Положения о перечне недопустимых условий распространили на отношения, которые возникли из ранее заключенных договоров.
7. Родителям детей-инвалидов со значительными ограничениями обеспечат бесплатное нахождение в стационаре с ребенком независимо от возраста.
Скорректированы положения Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Родители детей-инвалидов могут находиться с ними в стационарах без взимания платы, в том числе за предоставление спального места и питания. Эта норма касается всех детей до 4 лет, а также детей старше 4 лет при наличии медицинских показаний.
Установлено, что если ребенок имеет ограничения основных категорий жизнедеятельности второй и (или) третьей степеней выраженности (ограничения способности к самообслуживанию, и (или) самостоятельному передвижению, и (или) ориентации, и (или) общению, и (или) обучению, и (или) контролю своего поведения), то родитель может бесплатно находиться с ним в стационаре независимо от возраста.
Федеральный закон от 14.07.2022 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Поправки вступают в силу с 1 января 2023 года.
8. Усилена уголовная ответственность за нанесение побоев.
Федеральным законом от 28.06.2022 № 203-ФЗ статья 116.1 Уголовного кодекса РФ (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость) дополнена частью второй, устанавливающей в отношении лица, имеющего судимость за преступление, совершенное с применением насилия, повышенную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль.
Так, совершение указанных действий наказывается обязательными работами на срок до 480 часов либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на тот же срок, либо арестом на срок до 6 месяцев.
Также в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ внесено изменение, в соответствии с которым уголовные дела о таких преступлениях являются уголовными делами публичного обвинения, то есть могут быть возбуждены органами предварительного расследования без заявления потерпевшего и рассматриваются в суде с участием государственного обвинителя.
9. Особенности прекращения налогообложения недвижимости физических лиц.
Земельный налог уплачивают лица, владеющие земельными участками на вещных правах – собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Возникновение и прекращение указанных прав подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), если иное не установлено законом. Такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 разъяснено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в ЕГРН как обладающее вещным правом на земельный участок. Исключение делается в отношении действующих прав, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, и прав, переходящих при универсальном правопреемстве (по наследству и т.п.). Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента государственной регистрации за ним вещного права на участок и прекращается со дня внесения в ЕГРН записи о вещном праве иного лица на этот земельный участок.
Напоминаем, что право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.
Таким образом, принудительное изъятие у собственника земельного участка является основанием для прекращения его налогообложения с даты государственной регистрации в ЕГРН прекращения права собственности на данный объект недвижимости.
Учитывая, что налогообложение иных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, обусловлено наличием у налогоплательщика-физического лица права собственности на такие объекты, вышеуказанный вывод применяется и для случая принудительного изъятия у собственника иных объектов недвижимого имущества.
10. Выселение из жилого помещения из-за систематического нарушения прав соседей либо использования жилого помещения не по назначению.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого на жилище.
Законодательством Российской Федерации строго определены случаи выселения граждан из жилого помещения. Одним из таких оснований является систематическое нарушение прав соседей либо использование жилого помещения не по назначению или бесхозяйственное обращение с ним.
В соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации если наниматель или проживающие с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, они могут быть выселены из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Выселение допускается только в качестве крайней меры и только по решению суда. Это допустимо при условии, что наниматель или проживающие совместно с ним члены семьи не выполняют полученное от наймодателя предупреждение о необходимости устранить нарушения и провести в соразмерный срок ремонт помещения, если обращение с жильем приводит к его разрушению.
С иском о выселении в данном случае вправе обратиться наймодатель или другие заинтересованные лица, например, соседи, а также органы государственной жилищной инспекции.
Если указанные выше нарушения совершает собственник жилого помещения и после предупреждения органа местного самоуправления продолжает их совершать и не производит необходимый ремонт, то по иску органа местного самоуправления суд может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
11. С 1 апреля 2023 года введут новые минимальные требования к некоторым видам добровольного страхования.
ЦБ РФ установит минимальные требования к отдельным видам добровольного страхования и к сведениям о договоре, которые обяжут предоставлять физлицам.
Положения не затронут страхование жизни с условием периодических выплат и (или) с участием клиента в инвестдоходе страховщика; жизни и здоровья заемщика по договору потребкредита или займа; имущественных бизнес-интересов.
С 1 апреля 2023 года страховщиков обяжут сообщать физлицам, которые хотят заключить договор, ряд данных. Среди них адрес компании для направления юридически значимых сообщений; QR-код со ссылкой на страницу ее сайта, на которой она разместила правила страхования; страховые риски. Если не приводить полный список, надо дать ссылку на положения правил, где он указан; территория страхования, если это не вся Россия; случаи досрочного прекращения договора, когда компания полностью или частично возвращает страховую премию.
По каждой ситуации нужно обозначить сумму возврата. Также следует разъяснить, что в других случаях премия остается у страховщика. Излагать сведения потребуют в ключевом информационном документе не более чем на 3 страницах формата А4. Премию нужно будет вернуть, если гражданин откажется от страхования из-за того, что ему не предоставили информацию о договоре, передали неполные или недостоверные данные. Речь идет о деньгах за вычетом платы за время действия страховки. На перечисление средств отведут 7 рабочих дней с даты, когда компания получит заявление об отказе. Условие о возврате обяжут включать в договоры.
12. Расширен перечень категорий лиц, которые относятся к ветеранам боевых действий.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона «О ветеранах» внесены изменения в статьи 3 и 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
К ветеранам боевых действий отнесены лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
На указанную категорию лиц распространены меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В частности, они имеют:
- право при наличии медицинских показаний на преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
- первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, установку квартирного телефона;
- право на использование ежегодного отпуска в удобное для них время.
Изменения вступили в силу с 25 июля 2022 года.


13. С сентября 2022 вступил в силу порядок выполнения квоты работодателем квоты для трудоустройства инвалидов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 366 утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений. Постановление вступило в силу с 1 сентября 2022 года и будет действовать до 1 сентября 2028 года.
Правила определяют порядок и случаи выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидами на любое рабочее место. Квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
Работодатель обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета в случае уменьшения среднесписочной численности работников. Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случаях: наличия трудового договора, в том числе срочного, непосредственно у работодателя; наличия трудового договора в рамках соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем о трудоустройстве инвалидов.
Работодатели в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения. Службы занятости населения оказывают работодателю содействие в подборе кадров из числа инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов, а также реализуют иные меры, предусмотренные законодательством о занятости населения и направленные на трудоустройство инвалидов.
14. Об отказе в приеме на работу без объяснения причин.
Отказ работодателя в приеме на работу без указания причин нарушает требования части 1 статьи 64 Трудового кодекса РФ, запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора, а потому является незаконным.
Согласно части 2 статьи 64 Трудового кодекса РФ прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 64 Трудового кодекса РФ по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Таким образом, законодателем закреплена обязанность работодателя разъяснять причины отказа в приеме на работу.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с частью 6 статьи 64 Трудового кодекса РФ.
15. С сентября 2022 года вступил в силу порядок выполнения работодателем квоты для трудоустройства инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 366 утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений. Постановление вступит в силу с 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 сентября 2028 г.
Правила определяют порядок и случаи выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидами на любое рабочее место. Квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
Работодатель обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета в случае уменьшения среднесписочной численности работников.
Работодатели в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения.
16. Усилена финансовая безопасность клиентов российских банков.
С 1 октября 2022 года клиенты банков смогут самостоятельно устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры - максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени.
Такая возможность предусмотрена указанием Банка России, зарегистрированное в Минюсте России.
Установить запрет на дистанционные каналы можно в отношении отдельных услуг, например переводов, онлайн-кредитования, или на все операции. Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом, клиенту нужно написать заявление в свой банк. Форму документа и порядок его направления определяет кредитная организация. При этом отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций клиент банка может в любое время без ограничений. Банки будут обязаны бесплатно оказывать такие услуги, а при наличии счета в нескольких финучреждениях следует написать заявление в каждом из них.
Для дополнительной защиты клиентов от действий кибермошенников с 1 октября этого года банки также будут обязаны проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.
Данные меры направлены, в том числе на защиту людей, наиболее подверженных влиянию кибермошенников, например пожилых граждан.
17. Какие меры по предупреждению коррупции должны приниматься в организациях?
Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Законодателем установлен примерный перечень таких мер: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует.
18. Изменения в законодательстве о противодействии коррупции.
Указом Президента РФ от 18.07.2022 № 472, вступившим в силу в тот же день, установлена обязанность лица, декларирующего сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера по требованию проверяющего представить в течение 15 рабочих дней документы, подтверждающие законность получения денежных средств.
Одновременно внесены изменения в форму справки о доходах, утвержденную Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460.
С 01.07.2023 в нее должны включаться суммы денег, поступившие на счета за отчетный период, если их общая сумма превышает общий доход лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за прошедший и предшествующие два года с приложением выписки о движении денежных средств по счетам за отчетный период.
19. Ответственность за мелкое взяточничество.
Взятка – незаконное получение должностным лицом лично или через посредников денежных средств или иных материальных и нематериальных благ за незаконное действие или бездействие.
Если размер взятки не превышает 10 тыс. руб., действия дающего и получающего ее лица квалифицируются как мелкое взяточничество, максимальное наказание за которое – 1 год лишения свободы.
В случае, если виновный ранее судим за те же действия или посредничество во взяточничестве, максимальное наказание составит 3 года лишения свободы.
Не подлежат уголовной ответственности лица, добровольно сообщившие в правоохранительные органы о факте преступления после его совершения, активно способствовавшие его раскрытию и расследованию, либо когда в отношении них имело место вымогательство взятки.


20. Как и где рассматривают сообщения о фактах коррупции.
Под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, коммерческий подкуп, незаконное использование своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или других лиц и иные подобные действия.
Основное отличие коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, – наличие корыстного мотива. В первую очередь, это взяточничество и другие деяния, влекущие за собой уголовную ответственность.
В основном, обращения о фактах коррупции рассматриваются в правоохранительных органах.
При наличии информации о коррупционных преступлений обращаться надо в следственные и оперативные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также в органы Следственного комитета России, в т.ч. анонимно.
Если информация касается фактов нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащих признаков преступления, обращаться следует в органы прокуратуры Российской Федерации.
Поводом для прокурорской проверки могут служить заявления о несоблюдении государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, таких, например, как занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами, представление недостоверных сведений о доходах и др.
Результаты проверок прокуроров выражаются в устранении нарушений, привлечении виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.
Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции.
При поступлении в прокуратуру такие обращения направляются по подведомственности в один из правоохранительных органов.
Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.

г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, 22
+7 (812) 735-11-33
 
  Яндекс.Метрика
Муниципальное образование Муниципальный округ УРИЦК © 2010 Все права защищены